Реализованные проекты«Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особенностями развития в дошкольных учреждениях и начальной школе»
В 2019 году реализован проект «Создание инклюзивной образовательной среды для детей с особенностями развития в дошкольных учреждениях и начальной школе» (01.02.2019 заключен договор о сотрудничестве между международным общественным объединением «Волюнтас» и управлением образования Ошмянского райисполкома).
Срок реализации проекта: 1 февраля 2019 – 31 декабря 2019.
Цель проекта: создание рабочей модели инклюзии детей раннего возраста с особенностями развития в общеобразовательные дошкольные учреждения и начальную школу. Это достигается через снятие барьеров для интеграции, которые возникают из-за: 1) отсутствия в учреждениях общего образования обучающей среды, соответствующей потребностям детей с особенностями развития; 2) недостаточной подготовки воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы для работы с детьми, имеющими спектр различных нарушений развития и трудностей в обучении.
Задачи проекта:
1. Оценка специалистами ЦКРОиР Ошмянского района потребностей детей дошкольного и раннего школьного возраста, имеющих нарушения развития, в Ошмянском районе. Последующая разработка подготовленными специалистами ЦКРОиР и МОО «Волюнтас» тренинговых программ для педагогов и адаптация образовательной среды для создания возможности инклюзии этих детей в общеобразовательные учреждения.
2. Тренинги и ориентация подготовленными специалистами ЦКРОиР и МОО «Волюнтас»:
- для персонала дошкольных учреждений и начальных классов по месту проживания обучающихся;
- для родителей обучающихся ЦКРОиР Ошмянского района, я/с №3 г.Ошмяны и СШ №3 г.Ошмяны дошкольного и раннего школьного возраста, имеющих нарушения развития, в Ошмянском районе, которые потенциально могут быть интегрированы в общеобразовательные учреждения;
- на родительских собраниях для законных представителей обучающихся без особенностей развития, которые обучаются (или будут обучаться) в группах и классах вместе с детьми с нарушениями развития.
3. Создание инклюзивной образовательной среды в группе Государственного учреждения образования “Ясли-сад №3 г. Ошмяны” и в классе Государственного учреждения образования “Средняя школа №3 г. Ошмяны”, образовательной среды в классе Государственного учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района».
4. Распространение информации в местном сообществе.
5. Разработка и распространение тренинговых материалов для специалистов и пособий для родителей специалистами ЦКРОиР совместно со специалистами МОО «Волюнтас».
Обоснование проекта. Каждый ребенок имеет право на образование, соответствующее его/ее потребностям и способностям.
Ограниченные возможности общеобразовательных учреждений удовлетворить потребности детей с нарушениями развития могут привести к фактической изоляции вместо инклюзии. Это является результатом 1) недостаточной адаптации образовательной среды к особым потребностям детей и 2) недостаточной подготовкой специалистов дошкольных учреждений и начальной школы к работе с детьми с нарушениями развития. Последствием этих факторов является ограничение будущих образовательных и профессиональных возможностей для таких детей.
Устойчивость проекта. Устойчивость проекта обеспечивается посредством внедрения и инкорпорирования модели в существующие службы в районных учреждениях образования, находящиеся на балансе местных органов власти, обученностью персонала этих служб для выполнения проекта и продолжения деятельности после его завершения. В дальнейшем будет осуществляться обучение специалистов местных учреждений образования силами персонала центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ошмянского района, а подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы — на соответствующих факультетах государственных университетов. Местные власти согласны продолжать и поддерживать проект. По завершении пилотного внедрения теории и практики проектной деятельности местные органы власти должны поддерживать его продолжение, используя внутренние ресурсы для применения апробированных более эффективных практик.
Мероприятия в рамках реализации проекта
Для педагогов и родителей проведены семинары:
1. Семинар-тренинг для родителей “Психолого-педагогические особенности детей с аутистическими нарушениями” (16.05.2019г., ЦКРОиР Ошмянского района).
2. Семинар-тренинг для педагогов “Создание коррекционно-развивающей среды в условиях образовательного учреждения для детей с расстройствами аутистического спектра” (29.05.2019г., ЦКРОиР Ошмянского района).
3. Круглый стол для родителей “Психолого-педагогические и сенсорные особенности детей с аутизмом” (30.10.2019г., средняя школа №3 г.Ошмяны, 16.12.2019г., ясли-сад №3 г.Ошмяны).
Техническое оснащение проекта:
- Ноутбук
- Планшет
- Наушники
- Беспроводная мышь
- Принтер
- Брошюратор
- Резак
- Ламинатор
«Социальная интеграция, инклюзия и активное участие социально уязвимых семей в жизни общества»
В 2019 году реализован проект: «Социальная интеграция, инклюзия и активное участие социально уязвимых семей в жизни общества» мини-инициатива «Планета друзей».
Проект основан на опыте работы Датского Красного Креста.
Гуманитарный
республиканский проект «Образования рома – новый взгляд в будущее».
Проект реализуется при поддержке Протестантского агентства по диаконии и развитию Хлеб для мира – Протестантская служба развития (Германия). Проект распространяет свою деятельность на территории всех регионов Республики Беларусь. Основными партнерами выступают государственные областные институты развития образования, на базе которых созданы Ресурсные центры по работе с детьми рома.
Участники проекта: ресурсный центр по работе с детьми и взрослыми сообщества РОМА Государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования», ресурсные площадки — Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г.Ошмяны», «Средняя школа № 3 г. Слонима», «Радунская средняя школа» Вороновского района.
Ресурсные площадки включены в региональный ресурсный центр на базе ГУО «Гродненский областной институт развития образования» на основании соглашения о сотрудничестве с Гомельским ООО «Социальные проекты» и частным социально-информационным учреждением «Мастерская инновационных технологий»
Сроки реализации: 01.01. 2021 — 01.06.2022
Цель проекта: содействие в решении актуальных проблем в сфере обучения и развития детей рома, их приобщении к процессу получения образования на постоянной основе, в том числе через вовлечение родителей и других представителей общины в процессы адаптации и социализации.
Задачи:
- содействие в осознании педагогическим сообществом важности обозначенных проблем и необходимости их преодоления;
- создание условий для убеждения сообщества рома в важности процесса социализации, необходимости определенных изменений стиля их жизни;
- содействие межкультурному взаимопониманию между обществом в целом и рома, максимальному включению детей и взрослого населения рома в различные сферы общественной жизни.
Мероприятия в рамках проекта:
25.03.2021. Методический мост для участников регионального ресурсного центра «Вовлечение детей рома во внеклассную и внеурочную воспитательную деятельность как необходимое условие их адаптации в учреждении образования»
Место (площадка) проведения: Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г.Ошмяны»
19.04-24.04.21 Курсы повышения квалификации для педагогических работников, реализующих республиканский проект «Образование рома — новый взгляд в будущее» на региональном уровне «Содействие в решении актуальных проблем в сфере обучения и развития детей рома» (ГрОИРО)
Март-май, 2021 г. — Конкурс детского рисунка «Цыганская сказка» проводился в рамках проекта «Образование рома – новый взгляд в будущее»
Победителями и призерами областного этапа республиканского конкурса детского рисунка «Цыганская сказка» стали учащиеся средней школы №3 г.Ошмяны!
I место — Спиридонова Ульяна, 6а класс (рук. Пронина Н.Ф.),
I место — Дервис Полина, 8а (рук. Омильянюк Н.Г.),
II место — Горлукович Анастасия, 5а (рук. Омильянюк Н.Г.),
III место — Вишневский Даниил, 6б (рук. Пронина Н.Ф.),
III место — Граховский Михаил, 7г (рук. Пронина Н.Ф.).
Грамотой и благодарностями награждены Букато Ксения, Климашевская Ксения, Кощиц Мария, Вайда София, Лукша Дмитрий.
Публикация в СМИ:
- Публикации в сборнике научных статей V Международной научно-практической интернет-конференции молодых исследователей «Альфа 2021» / Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»: 1. Яскель, Г.М. «Диалог культур и их взаимовлияние в организации обучения и воспитания детей рома младшего и среднего школьного возрастов» (с. 718); 2. Лобачевская, С. В., учитель белорусского языка. «Міжкультурнае ўзаемадзеянне цыганоў і беларусаў праз танцавальна-песеннае мастацтва» (с.660).
- Яскель, Г.М., Лях, Т.В. Научно-методический журнал «Вестник образования»\ №2-3, 2021. Музыка народов, населяющих Республику Беларусь. Музыкальная культура народов рома (Урок музыки в IV классе, электронное приложение).
Об участии в проекте в СМИ
- http://www.osh.by/?p=69064
- Ссылка на публикацию по результатам конкурса
- http://www.osh.by/?p=71188
- Ссылка на публикацию о проведении мастер-класса
- http://www.osh.by/?p=71064
Разработана учебная программа разновозрастного объединения по интересам художественного профиля «Шук (Красота)» для учащихся рома (II-IX классы), разработчики — Яскель Г.М., Суровец О.Р.
Ссылка на материалы: Методический мост.