Статья 189. Право на защиту. (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье)
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.
В трудных жизненных ситуациях, когда Вам кажется, что Вы в тупике и не находите выхода.
ПОЗВОНИТЕ, ВАМ ПОМОГУТ!
Телефон доверия государственного учреждения
«Социально-педагогический центр Ошмянского района»
7-07-58 с 8.00 до 19.00 пн.-пт.
Республиканская телефонная «горячая линия» оказание психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей
8 801 100 16 11 круглосуточно, бесплатно!
Положение о социально-педагогической и психологической службе
УТВЕРЖДАЮДиректор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3г. Ошмяны»_______________ В.В.Войнюш«____» ________________ 2017 |
Положение о социально-педагогической
и психологической службе
Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 3 г. Ошмяны»
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности социально–педагогической и психологической службы (далее – СППС) Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Ошмяны» (далее — СШ №3 г. Ошмяны), обеспечивающих получение общего среднего и служит правовой и организационно–методической основой ее работы.
2. СППС СШ №3 г. Ошмяны представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.
3. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет директор СШ №3 г. Ошмяны. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель директора по воспитательной работе.
4. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе СШ №3 г. Ошмяны, утверждаемым директором школы.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5. Целью деятельности СППС СШ №3 г. Ошмяныявляется содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в школе, семье и социальном окружении.
6. Основные задачи СППС СШ №3 г. Ошмяны:
- организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
- содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах школы, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
- повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
7. Принципы деятельности СППС СШ №3 г. Ошмяны:
- законность;
- уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
- добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм;
- приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
- личностно–ориентированный подход;
8. СППС СШ №3 г. Ошмяныв пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников;
- изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактика и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;
- социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;
- разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам;
- осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции;
- организация работы по оказанию комплексной помощи обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом, личностном и социальном развитии);
- психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
- участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;
формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования; - участие в мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в школе;
- участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;
- изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
9. Специалистами СППС школы являются прежде всего педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.
10. СППС СШ №3 г. Ошмяныорганизует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях, детей с особенностями психофизического развития;
- оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;
- с асоциальным и делинквентным поведением;
- употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;
- с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования;
- родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
- из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;
- из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;
- других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы.
11. СППС школы оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных.
12. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников, характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме.
13. Специалисты СППС школы в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития, в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер и другие, для оказания им комплексной помощи.
СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений.
14. СППС СШ №3 г. Ошмяныоказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним c ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.
15. СППС школы участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников.
16. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно-наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.
17. СППС школы осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.
18. СППС учреждения образования информирует администрацию СШ №3 г. Ошмяны, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших.
19. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников, других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.
20. Документация СППС учреждения образования включает:
- план работы СППС на год, утвержденный руководителем СШ №3 г. Ошмяны;
- материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы);
- график работы специалистов СППС;
- аналитические отчеты о работе за год;
- отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
- журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
- социально–педагогическая характеристика учреждения образования;
- социально–педагогические характеристики учебных групп и классов;
- учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11 настоящего Положения;
- информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;
- перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.
ГЛАВА 4
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
21. СППС СШ №3 г. Ошмяныв пределах своей компетенции имеет право:
- определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
- представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах законодательства Республики Беларусь;
- получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;
- участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников;
- направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
- посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи кчащихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
- вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства;
- обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам в преодолении социального неблагополучия.
22. Специалисты СППС СШ №3 г. Ошмяны обязаны:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;
- соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);
- рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
- совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
- вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;
- соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;
- нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.
ГЛАВА 5
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
23. СППС СШ №3 г. Ошмяны сотрудничает с педагогами и преподавательским составом, структурными подразделениями школы, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.
24. СППС школы взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.
25. СППС школы работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.
26. Деятельность специалистов СППС СШ №3 г. Ошмяныкоординируется социально-педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.