srsh3@oshobr.by

/

+375159379283

/

231103, Гродненская область, г.Ошмяны, ул. Авдеева 27

СППС

Статья 189. Право на защиту.  (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье)

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

В трудных жизненных ситуациях, когда Вам кажется, что Вы в тупике и не находите выхода.

ПОЗВОНИТЕ, ВАМ ПОМОГУТ!

Телефон доверия государственного учреждения

«Социально-педагогический центр Ошмянского района»

7-07-58  с 8.00 до 19.00  пн.-пт.

Республиканская телефонная «горячая линия» оказание психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию — телефон доверия для детей

 8 801 100 16 11 круглосуточно, бесплатно!

Положение о социально-педагогической и психологической службе

УТВЕРЖДАЮДиректор  Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 3г. Ошмяны»_______________ В.В.Войнюш«____» ________________ 2017

Положение о социально-педагогической
и психологической службе
Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 3 г. Ошмяны»

ГЛАВА 1  
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности  социально–педагогической и психологической службы (далее – СППС) Государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Ошмяны» (далее — СШ №3 г. Ошмяны), обеспечивающих получение общего среднего и служит правовой и организационно–методической основой ее работы.

2. СППС СШ №3 г. Ошмяны представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.

3. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет директор СШ №3 г. Ошмяны. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель директора по воспитательной работе. 

4. В своей деятельности СППС руководствуется международными актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и  разработанным на его основе положением о социально-педагогической и психологической службе СШ №3 г. Ошмяны, утверждаемым директором школы.

ГЛАВА 2 
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5. Целью деятельности СППС СШ №3 г. Ошмяныявляется содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и  воспитанников в школе, семье и социальном окружении.

6. Основные задачи СППС СШ №3 г. Ошмяны:

  • организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
  • содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах  школы, семьях обучающихся, воспитанников  и их социальном окружении; 
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
  • повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

7. Принципы деятельности СППС СШ №3 г. Ошмяны:

  • законность;
  • уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
  • добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
  • конфиденциальность;
  • научная обоснованность;
  • профессионализм;
  • приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
  • личностно–ориентированный подход; 

8. СППС СШ №3 г. Ошмяныв пределах своей компетенции выполняет следующие функции: 

  • содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; 
  • изучение уровня развития обучающихся, воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, профилактика и выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации;
  • социально-педагогическое и психологическое сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников;
  • разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи  обучающимся и воспитанникам;
  • осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении, социально-эмоциональное развитие детей с особенностями психофизического развития, формирование их жизненной компетенции; 
  • организация работы по оказанию комплексной помощи  обучающимся, воспитанникам, находящимся в социально опасном положении и признанным нуждающимися в государственной защите, согласно межведомственным планам индивидуальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (по их реабилитации и коррекции отклонений в психическом,  личностном и социальном развитии);
  • психолого-педагогическое сопровождение процесса интегрированного (совместного) обучения;
  • участие в подготовке обучающихся и воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала;
  • осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни;
    формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических, педагогических, правовых знаниях и использовании их при создании условий для полноценного развития и самоопределения обучающихся на всех уровнях образования;
  • участие в  мониторинге положения и качества обучения и воспитания обучающихся, воспитанников в школе; 
  • участие в организации социально значимой деятельности обучающихся, воспитанников, содействие в развитии детских и молодёжных инициатив, их творческого потенциала и самодеятельности;
  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников;
  • изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка методических материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СППС

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9. Специалистами СППС школы являются прежде всего педагог социальный и педагог-психолог. Конкретные наименования и численность должностей педагогических работников СППС определяются руководителем учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников, или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности соответствующего учреждения образования.

10. СППС СШ №3 г. Ошмяныорганизует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите: 

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приемных семьях,  детей с особенностями психофизического развития;
  • оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • ставших жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия;
  • с асоциальным и делинквентным поведением;
  • употребляющих алкоголь, наркотические и токсичные вещества;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившими семью либо учреждение образования; 
  • родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
  • из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф;
  • из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа  либо освободившихся из мест лишения свободы;
  • других категорий обучающихся и воспитанников, имеющих проблемы. 
    11. СППС школы оказывает социально-педагогическую и психологическую помощь и поддержку всем нуждающимся в ней обучающимся, воспитанникам, родителям, иным участникам образовательного процесса, а также обратившимся лично (коллективно) или по рекомендации органов опеки и попечительства, органов охраны детства, педагогов, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и других заинтересованных. 

12. СППС учреждения образования обеспечивает сопровождение обучающихся, воспитанников, семей, которые нуждаются в помощи, в течение срока и в объемах, определяемых индивидуальным планом помощи обучающимся, воспитанникам, который разрабатывается специалистами СППС, или межведомственным индивидуальным планом защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. 

Объем, формы, продолжительность первичной социально-педагогической и психологической помощи и последующего сопровождения определяются специалистами СППС с учетом возраста обучающихся и воспитанников,  характера проблемы, ее анализа и перспектив разрешения. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться в индивидуальной или групповой форме. 

13. Специалисты СППС школы в случае необходимости направляют обучающихся, воспитанников, имеющих трудности в обучении и социализации или особенности психофизического развития,  в учреждения, предназначенные для оказания углубленной помощи: социально-педагогический центр, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, наркологический диспансер  и другие,  для оказания им  комплексной помощи. 

СППС устанавливает и поддерживает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников, их семьи на посещение названных учреждений.

14. СППС СШ №3 г. Ошмяныоказывает социально-педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним c ведома и во взаимодействии с родителями или лицами, их заменяющими, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.

15. СППС школы участвует в рассмотрении случаев, связанных с непосещением обучающимися, воспитанниками учреждения образования, принятием решений об их дисциплинарной  ответственности, постановке на учет в учреждении образования, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот,  а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов обучающихся, воспитанников.

16. СППС учреждения образования проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения обучающихся, воспитанников, совершения уголовно-наказуемых деяний и  насилия в отношении  их,  а также  случаев торговли людьми.

17. СППС школы осуществляет патронат детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  лиц с особенностями психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказание им  индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки  в социальной адаптации на начальном этапе  самостоятельной жизни.

18. СППС учреждения образования информирует администрацию СШ №3 г. Ошмяны, органы управления образования и органы охраны детства о нарушении  прав и интересов обучающихся, воспитанников и лицах, их допустивших.

19. Режим работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей учреждения образования, обеспечения доступности для обучающихся, воспитанников,  других участников образовательного процесса и возможности выполнения функций, предусмотренных настоящим Положением.

20. Документация СППС учреждения образования включает:

  • план работы СППС на год, утвержденный руководителем СШ №3 г. Ошмяны;
  • материалы по организации и оказанию помощи обучающимся, воспитанникам, родителям (межведомственный  индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; индивидуальный план помощи воспитанникам, обучающимся; индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся, воспитанников из учреждения образования; акты обследования жилищных условий; другие необходимые материалы);
  • график работы специалистов СППС;
  • аналитические отчеты о работе  за год;
  • отчеты и аналитические материалы о реализации программ социально-педагогической и психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
  • журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  • социально–педагогическая характеристика учреждения образования;
  • социально–педагогические характеристики учебных групп и классов;
  • учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11   настоящего Положения;
  • информация об учреждениях и организациях, с которыми взаимодействует СППС;
  • перечень социально-педагогических и психологических методик, используемых в работе специалистами СППС.

ГЛАВА 4

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТОВ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

21. СППС СШ №3 г. Ошмяныв пределах своей компетенции имеет право:

  • определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения образования, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
  • представлять и отстаивать интересы обучающихся, воспитанников, прежде всего оказавшихся в социально опасном положении, в учреждениях образования, государственных и общественных организациях, в судебных, правоохранительных и следственных инстанциях в пределах  законодательства Республики Беларусь;
  • получать от других структурных подразделений и работников учреждения образования необходимую информацию и документы по вопросам, входящим в компетенцию СППС;
  • участвовать в работе органов и комиссий, осуществляющих социальное воспитание обучающихся, воспитанников;
  • направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации  в целях защиты прав и законных интересов обучающихся, воспитанников и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
  • посещать учебные занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, проводимые в учреждении образования, семьи  кчащихся, воспитанников с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
  • вносить на рассмотрение руководителя учреждения образования, в установленном порядке органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, социального воспитания, защиты и охраны детства; 
  • обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся, воспитанникам  в преодолении социального неблагополучия.

22. Специалисты СППС СШ №3 г. Ошмяны обязаны:

  • руководствоваться в своей деятельности законодательством Республики Беларусь и документами Министерства образования Республики Беларусь;
  • соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате  консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения  представляют угрозу для воспитанника, других людей, государства);
  • рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
  • совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
  • вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности; 
  • соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни обучающихся, воспитанников;
  • нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

ГЛАВА 5  
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

23. СППС СШ №3 г. Ошмяны сотрудничает с педагогами и  преподавательским составом, структурными подразделениями  школы, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социально–педагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.

24. СППС школы взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и  судами, а также общественными объединениями, другими организациями и заинтересованными.

25. СППС школы работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.

26. Деятельность специалистов СППС СШ №3 г. Ошмяныкоординируется социально-педагогическими центрами (районными, городскими, областными), которые оказывают организационную и методическую помощь.